Логопедические занятия для детей

«Мама я научился холошо говолить букву Рррр». Фефекты фикции, как говорится в одном известном кинофильме, распространенная проблема и у современных детей. Проблемы с речью бывают самые разнообразные, главное, о чем часто предупреждают врачи – не нужно затягивать с лечением, не пускать на самотек речевое развитие.
Существуют нормы и правила для каждого периода развития. Например, к одному году ребенок должен говорить примерно 6-10 слов (мама, баба, ав-ав), а понимать и показывать около 100. А к четырем годам дети постепенно начинают говорить без изъянов. Но многие дети испытывают трудности с произношением звуков. Чаще всего встречаются нарушения в произношении свистящих и шипящих, искажении букв «л», «р», пропуске звуков. Подобные дефекты звукопроизношения хорошо подаются коррекции, главное не упустить время. Лучше всего посещать логопеда в первый раз в 2-3 года, после этого повторять визиты ежегодно. Чем раньше выявятся изъяны в речи, тем проще их скорректировать. Даже если вам кажется что речь ребенка в полном порядке, пусть это подтвердит врач. Легче всего исправлять дефекты речи в дошкольном возрасте. Да и самому ребенку вряд ли будет комфортно в школе с логопедическими проблемами. Тем более что нарушение речи напрямую связано с обучением – могут быть трудности с чтением и письмом. Старайтесь в дошкольном возрасте, даже если у вашего ребенка минимальные дефекты звукопроизношения, посещать логопеда как минимум раз в год.
Некоторые родители не обращаются к специалистам, отговариваясь тем, что «само пройдет с возрастом» и «у многих так бывает». Когда ребенку исполняется 4 года, затем 5 лет, а никаких изменений не происходит, звукопроизношение не улучшается, или есть какие-то еще речевые проблемы, следует немедленно обратиться к врачу-логопеду. Во время визита логопед проверит слух ребенка, поговорит с ним, что бы понять общее интеллектуальное развитие и словарный запас, проведет обследование. Врач выявит проблему и назначит необходимые процедуры, это может быть специальная гимнастика, звуковые упражнения, развитие фонематического слуха. При серьезных проблемах, нарушениях речи малыша запишут в специализированный детский сад. Но если мест в саду не хватает, а дефекты легко исправимые или наоборот трудно поддающиеся коррекции, родителям предложат найти логопеда самостоятельно.
Многие детские центры раннего развития предлагают подобные услуги. Безусловно, это очень удобно: занятия можно чередовать с другими уроками, самим выбирать время обучения, не нужно ожидать в очереди приема у районного логопеда. Комната для занятий в детском центре яркая, оформленная игрушками и картинками, с разнообразными пособиями и дидактическими материалами. И сама атмосфера помогает ребенку раскрепоститься, не пугаться и заниматься с удовольствием. Ведь часто дети не любят посещать поликлиники и общаться с людьми в белых халатах. При серьезных проблемах логопеды используют разнообразные методики, например упражнения для развития моторики, улучшения внимания, обучающие игрушки. И обязательно логопед научит родителей методике для домашней работы, ведь успешное исправление речи зависит от постоянных, лучше всего каждодневных тренировок.
Родителям нужно обязательно быть в курсе дела, желательно присутствовать хотя бы на некоторых занятиях. Дома не забывать открывать логопедическую тетрадку ребенка и выполнять задания, повторять слова, придумывать предложения, делать зарядку для язычка. Если ребенок капризничает, не хочет тренироваться, попробуйте превратить занятие в игру - возьмите любимую игрушку малыша, попробуйте ее научить говорить, тренируйтесь сами. Делайте пару упражнений по дороге в садик, на прогулке. Занимайтесь по несколько минут 2-3 раза в день, больше читайте, разговаривайте с ребенком, делайте пальчиковую гимнастику, учите скороговорки, развивайте мелкую моторику. Хорошая, правильная речь – залог успешной адаптации ребенка в обществе, путь к общению.

Автор статьи: А.Лебедева