Методика развития Марии Монтессори

Помоги мне это сделать самому.
При выборе развивающих занятий для малышей 1-3 лет, часто можно услышать от преподавателей или прочитать в рекламной листовке клуба – «мы используем методику Монтессори». Так что ж за методика такая, по которой повсеместно занимаются.
Ее основательница Мария Монтессори, итальянский педагог и врач, всю жизнь занималась исследованиями. Все дети, считала она, рождаются талантливыми и уникальными, задача родителей помочь развить эти качества, предложив всевозможные образовательные пособия. Каждый малыш развивается индивидуально, в собственном темпе. Методика воспитывает в ребенке стремление к самообучению, самопознанию, помогает формировать индивидуальные особенности личности. В ясельном возрасте малыши посещают занятия вместе с мамой. Главное правило, девиз этой системы – помоги мне сделать это самому. Ведь ребятам даже в раннем возрасте так хочется самостоятельности в самых разных делах. Взрослые не вмешиваются, предоставляя крохе право самому выбирать игрушки и дела по душе, видя реальные затруднения помогают. На занятиях ребенок попадает в подготовленную комнату, то есть созданную развивающую среду, которая состоит из нескольких зон:
- зона сенсорного развития, с шуршащими, стучащими, разнообразными на ощупь, цвет, форму материалами. Здесь совершенствуется мелкая моторика, и изучаются новые звуки, предметы, цвета, формы, ощущения. Формируются начальные математические понятия.
-зона практической жизни. Здесь можно переливать, пересыпать, играть в крупы, мыть, перемешивать, взбалтывать. Манипуляции с крупами и песком благотворно влияют на развитие речи и мышления ребенка. А еще предлагается порезать деревянные фрукты, накрыть на стол, попробовать пришить большую пуговицу (деревянной иголкой), прилепить липучки и выполнить другие действия, встречающиеся в повседневной жизни.
- зона активной деятельности, для физических упражнений, где отлично развивается координация, ловкость, меткость, внимание. Своеобразный спортивный уголок.
-зона языковой деятельности, здесь находятся разнообразные пособия для усвоения понятий, знакомства с буквами, с основами разных наук. Фигурки животных, яркие книжки-картонки, мозаики.
Во время занятия малыши переходят из одной зоны в другую, играют и изучают пособия, действуют одни или с другим крохой, при возникновении конфликтов учатся договариваться. В группах обычно дети в возрасте от 1 до 3 лет, и от 3 до 6 лет, это помогает младшим тянуться за старшими детьми, а «большие» учатся взаимодействовать с малышами.
Работа учителя в группе заключается в незаметных подсказках, в помощи в начале игры с пособиями, он показывает малышу, как справиться с заданием. Наблюдая за крохой, он предлагает ему интересные материалы, подходящие к данному этапу развития ребенка. Среди большого количества игр дети без труда выбирают себе занятие. В процессе урока дети успевают повозиться в воде, взбалтывая пену в тазике и наклеивая на специальную доску мокрые картинки, покопаться в песке, позаниматься с брусочками и цилиндриками внутри которых что-то шумит переделать еще много дел. Основное правило на занятии «Поиграй – убери за собой и не мешай играть другим». Даже малыши с легкостью следуют этим простым условиям, а с непослушными сорванцами работает воспитатель, направляя избыточную энергию в нужное русло. В начале урока проводится Круг, на который всех созывает колокольчик. Это индивидуальные приветствия, ритуал знакомства и маленькие стишки, пальчиковые игры. В течение пяти минут ребята получают эмоциональный заряд и установку на дальнейшую работу-игру. Кругом и завершаются занятия. Рассказывается маленькая сказка, выполняется несколько общих упражнений, и каждый кроха задувает свечку, говорит пока-пока. Обратите внимание, что педагог должен не только владеть методикой, но и уже долгое время применять ее на практике, только тогда вырабатывается неповторимая атмосфера Монтессори-занятий.
Многие скептически относятся к таким развивалкам: «Да что могут сделать и чему научится такие малыши, только тратить время и деньги на подобное развлечение». Однако в течение месяца родители замечают эффект от Монтессори-уроков, видят, что малыш понимает и запоминает все новое, стремительно бежит на Круг, задувает свечку, и сразу же приступает к игре с развивающим материалом. Дети становятся более собранные, усиливается познавательный интерес, даже дома начинают соблюдать порядок, убирать игрушки, а также применять новые умения в домашней обстановке.
После Монтессори-групп не трудно перейти на какие-то другие занятия, ведь ребенок уже умеет концентрироваться на задании, имеет большую мотивацию к обучению, овладел коммуникативными навыками. Иногда в группах раннего развития используются элементы этой системы: развивающие материалы, построение занятий, разделение на групповую и индивидуальную деятельность. Безусловно, не всем подойдет система Монтессори, однако представлять что это такое необходимо. А лучше - узнать на деле, посетив вместе с ребенком ознакомительный урок. Даже в домашнем обучении можно и нужно применять элементы этой методики.

Автор статьи: А.Лебедева