Начинаем лепить с самого раннего возраста


Божья коровка.

Пластилиновый мир.
Поистине волшебный материал пластилин, его любят и дети и взрослые. Области применения безграничны – можно просто лепить, размазывать по картону, приляпывать на бумагу, украшать объемные поделки, декорировать изделия. А еще пластилин великолепно развивает мелкую моторику, чувство координации, воображение, усидчивость, знакомит детей с цветами и формами. Лепка учит конструктивному мышлению, пробуждает познавательный интерес, самостоятельность; этакий детский способ познания мира. По мере развития мелкой моторики улучшается и речь ребенка, так что лепить и рисовать с малышами это не просто веселое занятие, но и необходимость. Работа с мягким материалом помогает снять напряжение, усталость, избавиться от страхов, выплеснуть негативные эмоции - ведь можно что-то слепить, а затем разрушить. Психологи советуют обязательно лепить и рисовать с детьми особенно во время трудных периодов в развитии.
Начинать лепить можно с малышами от года. Для таких крох продается специальный мягкий пластилин или масса для лепки. Они не содержат токсичных элементов, легко оттираются от любых поверхностей, в том числе и от юного творца, крайне мягки и пластичны – их не нужно разминать и согревать. При желании можно замесить тесто для лепки самостоятельно. Такое тесто быстро затвердевает, и его можно разукрасить красками. Детям не очень нравится разминать пластилин, особенно когда он твердый, старайтесь приобретать мягкие сорта и без сопротивления помогайте разминать материал. Со временем ребенок сам начнет это делать, однако первые пару лет творчества – придется потерпеть, но результат стоит затраченных усилий.
Подготовьте рабочее место, достаньте пластилин, его удобно хранить в какой-нибудь коробочке. Положите доску для лепки, инструменты – разные стеки (пластмассовые ножи), скалочку.
Начинаем творить с самых простейших элементов. Попросите малыша слегка размять материал, а затем отщипывать по маленьким кусочкам. Пусть ребенок прилепит получившиеся детали на подготовленную картинку. Например, это могут быть пятнышки у мухоморов, зернышки для цыплят, точки на божьей коровке, абстрактный разноцветный узор. Прилеплять и размазывать пробуйте разными пальчиками обоими руками, это стимулирует развитие моторики и укрепляет мышцы на ручках. Когда ребенок освоит это нехитрое упражнение, научите катать пластилиновые шарики и колбаски, сделайте вместе гусеничку, улитку, колобка, пирамидку. Называйте цвета, которые вы используете, озвучивайте форму кусочков. Проговаривайте с крохой элементы поделки («а сейчас сделаем глазки, они круглые», «слепим морковку, она оранжевая, растет на грядке», «теперь возьмем красный цвет и сделаем цветочек»). Постепенно ребенок усваивает новую информацию. Даже если вы вообще не умеете лепить, подходите к этому делу с увлеченностью, показывайте малышу какие красивые сочетания цветов можно сделать, как слепить простейшее блюдо с яблочком, вишенку. И не забывайте приговаривать «Вот слепили одно яблоко и две вишенки», вы и сами не заметите, как ребенок освоит начало счета. Причем это произойдет мимоходом, в игре. А когда юный творец немного подрастет, приступайте ваянию сложных форм, попробуйте слепить какое-либо животное, а ваш кроха сделает поделке ножки, глазки, ушки. Совершенно неважно, что получилось непохоже, главное вы провели время вместе с малышом, занимались важным делом.
Работа с пластилином никогда не надоедает, предлагайте малышу разные задания, придумывайте новые картины, прислушивайтесь к желаниям и идеям ребенка. Можно сделать морской пейзаж, размазюкивая пластилин по нарисованному мамой контуру и дополняя композицию ракушками. Интересно втыкать в мягкий пластилин макароны или фасольки, получаются замечательные ежики, дорожки, цветочки, узоры. Смело экспериментируйте, дайте волю фантазии!
Не отказывайте в просьбе полепить или порисовать, многократное «не сейчас, позже, я занята» постепенно отбивает охоту к творчеству. Если в данный момент у вас нет времени на совместный труд, выдайте малышу бумагу и карандаши, восковые мелки, яркие наклейки - направьте переполняющую малыша творческую энергию в нужное русло. Пусть у ребенка будет ящичек, в котором хранятся некоторые материалы для поделок, чтобы он сам могу вынуть альбом и рисовальные принадлежности, а став чуть старше и коробку с пластилином и красками.
Ребята 3-5 лет уже увлеченно лепят самостоятельно, но и от творчества вместе с родителями не отказываются. Помимо традиционных объемных фигурок можно изготавливать композиции из сочетания различных материалов. Пластилиновые картины подходят для втыкания в них ракушек, зернышек и прочих интересных штучек. Пластилином можно облепить баночку и украсить ее бусинками, сделать рамку для поделки – идей великое множество. Главное – предоставьте шанс малышу развивать их.
У детей крайне трепетное отношение к своим произведениям, им нужно видеть, что не зря они старались. Обязательно похвастайтесь результатами перед другими домочадцами, поставьте поделку на видное место. После такой оценки труда, малышу непременно захочется порадовать близких очередным творением. И он будет расти уверенным в себе человеком, творческим и самостоятельным.

Автор статьи: А.Лебедева