Рисуем с малышами дома


В возрасте 1-3 лет конечно рано начинать посещать художественную школу. Если нет возможности или желания ходить в клуб раннего развития, если ваш малыш пока не готов работать в коллективе, попытайтесь познакомить его с азами творчества в домашней обстановке. Даже если вы вообще не умеете рисовать, вполне возможно научить этому ребенка, главное желание и хорошее настроение. Рисование – это путь к развитию полноценной личности, а вовсе не выращивание художника.

Исследования показали, у мало рисующих в раннем возрасте малышей через несколько лет появляется боязнь белого листа. В 4-5 лет ребенку трудно начать картину, он боится сделать первые мазки, у некоторых доходит даже до рыданий. С таким явлением достаточно часто сталкиваются воспитатели в детских садах. Только после уговоров и помощи ребенок приступает к рисованию. Почему же так происходит, кажется, это так естественно, рисовать с детства. Но многие родители боятся давать ребенку краски («Он же все перепачкает!») и даже карандаши («Разрисует стены!»). Лишая ребенка возможности рисовать, вы ограничиваете развитие своего малыша. Рисование помогает развивать индивидуальность, способность к изобретательности, совершенствует мелкую моторику, воображение, пространственное мышление. Маленький художник учится сравнивать предметы, различать и смешивать цвета, держать карандаши и кисти правильно. Развивается стремление к созиданию, осознание себя как личности. В большей степени ребенка интересует сам процесс творчества, нежели результат трудов, ребенок чувствует себя причастным к «серьезному» делу, а потом наблюдает результат своего труда.

Совсем малыши могут рисовать в детском стульчике, постарше – на детском столе или на кухонном. Используйте фартук, нарукавники. В веселое развлечение можно превратить творчество летом на даче, рисовать голышом, не боясь испачкаться, а потом купаться в бассейне. В конце концов, поставьте малыша в ванну, где после творчества можно сразу помыть и художества и художника.

Итак, начинаем творить. На первых порах без взрослого не обойтись. Вы оформляете рабочее место, ненавязчиво вовлекая малыша в подготовку:
«Давай наденем красивый фартук, чтобы не запачкаться»
«Помоги мне налить воду в баночки»
«Достань, пожалуйста, из ящика кисточки»

Малыши с удовольствием помогают подготовить рабочее место. Однако не перегружайте заданиями, одной-двух просьб поначалу достаточно.
Традиционное начало творческого пути – каляки-маляки. Делайте их разноцветными, добавляйте мазки и штрихи и линии и окружности. Просите ребёнка использовать заданные цвета. Постепенно начинайте рисовать простейшие элементы – солнышко, облачка, цветы, деревья. Совсем малышам, если не хотите потом отмывать их от красок, предлагайте восковые мелки, толстые фломастеры, карандаши.

Самое главное – не нужно критиковать картины, насмешливо комментировать и навязывать собственное мнение. Если ребенок чувствует негативное отношение к своему творчеству, он перестает отражать эмоции, переживания на бумаге, замыкается в себе, начинает стесняться изображать что-то новое, необычное, исчезает инициатива. Пусть у слона будет семь ног, и пятно, обозначающее петуха фиолетовое. Для ребенка же это целый мир на картине, пути познания окружающей действительности. Для успешного развития малыш должен быть довольным и счастливым, видеть, что у него получается, его творчество приносит радость. А уж если картина демонстрируется всем членам семьи, вешается на стену – это побуждает ребенка к новым свершениям. Не бойтесь перехвалить художника, в раннем возрасте это невозможно. Приятные слова, восхищение, интерес к сюжету только простимулируют ребенка к дальнейшему творчеству.

Сейчас существует множество видов красок и методик их нанесения, используйте все возможности, разнообразьте рисование, предлагайте новые варианты создания картин. Рисуйте подарки бабушкам и дедушкам, устраивайте тематические занятия, например по теме: животные, овощи, цветы, времена года, применяйте наглядные материалы. Сделайте открытку, или предложите раскрасить вырезанную вазу, машинку, кораблик, жирафа. Используйте разные форматы бумаги – от маленьких листиков, до больших листов ватмана, на котором можно сделать такие большие и яркие картины!

На первых порах достаточно уделить рисованию 15-20 минут, для активных, неусидчивых деток это уже будет большим подвигом. Бывает, что маленькие непоседы заканчивают творить через пять минут, не расстраивайтесь и повторяйте приглашение к занятию снова и снова. Пробуйте рисовать по очереди, попросите закончить вашу картину, пририсовать что-то рядом, хотя бы солнышко. Пригласите в гости еще детей, попробуйте творить в коллективе. В конце занятия попросите малыша помочь вам привести в порядок рабочее место, пусть он помоет баночки, отнесет краски в ящик.

При высокой потребности ребенка в творчестве, можно и в раннем возрасте записаться в детскую студию. В обычно небольшом коллективе, человек пять, не больше, деток знакомят с возможностями красок, показывают работу с кисточками и, конечно, рисуют картины. В группе творить еще интереснее, можно понаблюдать за другими детьми, увидеть что-то новое. А иногда все вместе делают большую общую работу. Какое важно выражение лица у малыша, когда мама повязывает ему фартук, он идет на занятия! Как большой!

Автор статьи: А.Лебедева