Школьный невроз


Школьный невроз — насколько все серьезно?

Неврозы – это нервные расстройства, при которых не нарушается восприятие внешнего мира, не извращается отношение к обществу, не отмечается резких изменений поведения, но существенно снижается работоспособность, отмечаются постоянная раздражительность, недовольство собой и окружающими, нарушения сна и аппетита.

Четкого научного определения, ясно отвечающего на вопрос, что такое школьный невроз, пока не существует. Приблизительное описание этого недуга выглядит следующим образом: несовместимость некоторых особенностей личности учащегося с местом обучения.
В недалеком прошлом, подобные ситуации воспринимались как частный случай, небольшая неприятность, обсуждения не заслуживающая. Сейчас же с ростом внимания к происходящему в школах и проведению ряда общегосударственных мероприятий, направленных на улучшение ситуации со здоровьем подростающего поколения, был выявлен целый ряд психофизиологических заболеваний, носящих массовый характер.
Вообще, говоря об отношении взрослой части населения к школьному неврозу и подобным ему новым заболеваниям, следует отметить существование двух противоположных точек зрения. Процентное соотношение сторон не имеет значение.
Часть обсуждающих — как родителей так и профессионалов — склонна видеть во всех недавно обнаруженных психофизиологических заболеваниях своего рода веяние излишне комфортного «сытого» времени. Сторонники этой точки зрения (отчасти небезоснавательно) полагают, что улучшение условий жизни провоцирует излишнее внимание к мелочам, на которые раньше этого внимания попросту не хватало. Мнение вполне разумное, однако не стоит забывать и о том, например, что чуть больше ста лет назад абсолютно так же не хватало внимания на хирургические перчатки, использование которых сейчас кажется естественным.
Иная, прогрессивная, сторона видит в каждом новом диагнозе смертный приговор и принимается интенсивно спасать своих и, зачастую, чужих детей. Такой подход безусловно заслуживает уважения, однако, чрезмерная активность некоторых представителей этой части населения — в особенности, если речь идет о профессионалах-психологах — вызывает определенный дискомфорт.
Скорее всего, истина, как обычно, находится где-то посередине.
Родителям, пытающимся понять, не развился ли у их ребенка школьный невроз, следует, в первую очередь, не забывать о том, что однозначных признаков этого заболевания на данный момент не существует. А значит велика вероятность принять вполне безобидную лень и неусидчивость своего чада за проявления грозного недуга.
Тем не менее, если разного рода срывы или недомогания явно связаны с необходимостью идти в школу, то задуматься стоит. Кстати, школьный невроз вполне может проявляться и у детей, посещающих детский сад.
Попробуйте выяснить, что именно вызывает в ребенке такие сильные эмоции. Вполне может оказаться, что он попросту боится или обижается на учителей или сверстников. В таком случае нелишним будет разобраться, насколько серьезна ситуация, и уже тогда делать какие-то выводы и принимать решения. Вплоть до перехода в другую шуолу, детский сад, если мирно решить вопрос не удается.
С другой стороны, причиной невроза нередко бывают завышеные требования родителей к своему ребенку. Ожидание успехов понятно. Но если по каким-то причинам ребенок раз за разом этих ожиданий не оправдывает, зная о том, чего от него ждут, то искать причину вне дома совершенно бесполезно. Здесь уже родителям необходимо пересмотреть свои взгляды на общение и воспитание так, чтобы школа или детский сад перестали быть для ребенка источником разочарований, синонимом неспособности добиться того, чего от него ждут дома.
Как бы то ни было, если ситуация явно выходит из под контроля, необходима, как минимум, консультация квалифицированного специалиста.
В современном мире, где личное, относительно безопасное пространство все более и более расширяется, пропорционально развитию интернета, телевидения и средств коммуникации, неврозы, возникающие на почве общения с себе подобными, встречаются все чаще. Если взрослые предпочитают общение в «Аське» и социальных сетях старомодным встречам с реальными собеседниками, то что говорить о детях, невольно впитывающих такой подход?
Невиданный ранее темп развития технологий ставит перед обществом множество новых вопросов. Боятся их не следует, но и вовсе игнорировать не стоит.

Автор статьи: rec